Грудное вскармливание в Средние века
В Средние века грудное вскармливание было тесно связано с социальным положением женщины. Крестьянки и женщины низших сословий чаще всего кормили детей сами, поскольку не могли позволить себе услуги кормилицы. Для них грудное вскармливание также играло роль естественного контрацептива, снижая вероятность повторной беременности. В то же время представительницы аристократии часто отказывались от лактации, так как считали её уделом простолюдинок. Длительное кормление мешало замужеству, политическим бракам и исполнению придворных обязанностей.
Средневековые медицинские представления были полны предрассудков. Считалось, что грудное молоко образуется из менструальной крови, которая «перемещается» в грудь во время беременности и лактации. Если у кормящей женщины начинались месячные, её молоко якобы становилось вредным для ребёнка, а сама она обвинялась в распутстве. Эти заблуждения подкреплялись рисунками «менструальных ваз», якобы соединяющих матку с грудью.
Немецкий врач Бартоломеус Метлингер в своём трактате утверждал, что молозиво в первые две недели жизни вредно для ребёнка. Он советовал использовать молодого волка как «молокоотсос» и рекомендовал кормить младенца кормилицей, пока мать сцеживает «испорченное» молоко. Христианство, несмотря на изображения Богоматери с младенцем, иногда усиливает эти страхи буквальным толкованием текстов. Например, фраза пророка Исайи о «сливках и мёде» трактовалась дословно, и младенцам подмешивали мед, миндальное масло, козье молоко, сахар и даже вино.
На Востоке взгляды на грудное вскармливание были проще. В Китае XII века считали, что «ребёнок рождается и питается грудным молоком самостоятельно — и это истина». В Японии лактация могла продолжаться до подросткового возраста, а в мусульманских странах Коран предписывал двухлетнее грудное вскармливание, допуская использование кормилиц по согласию родителей.
Когда молока не хватало, использовались альтернативы. В Европе XIX века младенцев кормили через «рожки» с коровьим соском, но без стерилизации такие устройства становились рассадниками инфекций. В России применяли размоченный хлеб или «жёвку» — пережёванную тряпицу с хлебом. Смешанное вскармливание снижало выживаемость младенцев, особенно если они получали грудь только ночью.
Эпоха Возрождения и возвращение к матери
Эпоха Возрождения принесла переоценку роли матери. Образ кормящей женщины снова стал символом достоинства и естественности. Медицинская гуморальная теория требовала строгой диеты от кормящих матерей: запрещались лук, утка, пресноводная рыба и крепкое вино. Режим дня и воздержание от интимной близости до окончания лактации стали нормой. Картины Леонардо да Винчи и трактаты Альдобрандино Сиенского прославляли материнское молоко как единственную подходящую пищу для ребёнка.
Грудное вскармливание на Руси
На Руси до принятия христианства существовала натуральная философия, согласно которой кормить нужно было «сорок сороков» — четыре года и четыре месяца. После обращения в христианство ориентировались на длительность постов: два Великих и один Рождественский, что давало в среднем около двух лет. Однако в условиях высокой занятости женщин смешанное вскармливание оставалось распространённым, что снижало уровень выживаемости младенцев.
XX век: формирование системы охраны материнства и детства
После Октябрьской революции 1917 года в Советской России началось активное формирование системы охраны материнства и детства. При наркомате социального обеспечения был создан отдел по охране материнства и младенчества, объединивший все родильные дома, женские консультации, детские сады, ясли и молочные кухни. Подготовка специалистов стала важнейшей задачей: готовили педиатров, акушерок-гинекологов, воспитательниц, организаторов и медсестёр.
К 1923 году в стране насчитывалось около 1500 учреждений для матерей и детей. Женские консультации стали основными центрами наблюдения за здоровьем беременных, кормящих матерей и девочек-подростков. Патронаж на дому позволял контролировать состояние здоровья и соблюдение режима. В дальнейшем система активно развивалась: к 1980 году в стране работало более 12 тысяч детских поликлиник, 10 тысяч женских консультаций и около 14 миллионов мест в дошкольных учреждениях.
Государство активно поддерживало рождаемость: вводился налог на бездетность, учреждались награды — «Мать-героиня», орден «Материнская слава», медаль «Медаль материнства». Полный охват населения стационарной помощью, развитие профилактической направленности и доступность специализированной помощи стали достижениями советской системы.
Центр «Рожана» и возрождение культуры материнства
Однако в конце XX века, после распада СССР, уровень грудного вскармливания в России начал снижаться. На этом фоне особое значение приобрела деятельность Центра перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания «Рожана», основанного в ноябре 1989 года Жанной Владимировной и Андреем Владимировичем Цареградскими. С самого начала Центр занялся программой подготовки беременных к родам и уходу за новорождённым под названием «Культура материнства».Жанна Владимировна разработала целую систему методик:
• методика обучения технике и практике грудного вскармливания (1994),
• методика решения проблем лактации (1994),
• методика телефонного консультирования (1998),
• учебный курс подготовки консультантов по грудному вскармливанию (1999).
Центр «Рожана» оказал помощь более чем в 3500 клинических и домашних родах, провёл свыше 11.200 консультаций по грудному вскармливанию и обучил более 7400 родителей. Лично Жанна Владимировна помогла более чем 3000 женщинам справиться с трудностями лактации. Она подготовила 243 консультанта по грудному вскармливанию, 129 инструкторов по материнскому искусству и 35 инструкторов дородовой подготовки, создав первую в России школу материнских профессий.
В рамках программы ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница улыбается ребёнку» Центр «Рожана» разработал собственные методики, которые превосходили стандарты, предлагаемые ВОЗ. Также была создана первая в России общественная группа поддержки грудного вскармливания и круглосуточная «горячая линия» для консультирования матерей, оказавшая помощь тысячам женщин в России, странах СНГ и за рубежом.
Исследования и результаты
Центром «Рожана» было проведено исследование сравнительного состояния здоровья матерей и новорождённых после домашних и клинических родов за период с 1991 по 2010 год. Выяснилось, что при домашних родах проблемы грудного вскармливания встречались значительно реже: трещины сосков, маститы, абсцессы, нагрубание и недостаток молока наблюдались почти в 5–6 раз реже, чем после родов в клинике. Проблема «отказа от груди» вообще не наблюдалась, тогда как в стационарах она встречалась в 47% случаев.
Значение деятельности Центра «Рожана»
Деятельность Центра «Рожана» сыграла ключевую роль в популяризации грудного вскармливания в России и странах СНГ. Именно благодаря усилиям Жанны Владимировны Цареградской и её команды удалось сохранить и развить культуру материнства, преодолеть кризисные годы и начать новый этап в развитии семейного образования и поддержки родителей. Созданные методики, подготовленные специалисты и широкая информационная поддержка помогли изменить отношение к грудному вскармливанию, сделать его доступным, понятным и безопасным для каждой семьи.
Таким образом, история грудного вскармливания — это не только история медицины, но и история социальных изменений, религиозных представлений и государственной политики. От суеверий Средневековья до научно обоснованной поддержки в XXI веке, этот путь демонстрирует, как общество училось ценить жизнь, материнство и естественные законы природы.
Сообщение подготовила Лилия Гайдук, студентка курса "Консультирование по грудному вскармливанию".
Комментариев нет:
Отправить комментарий