Автор: Казакова Л.В.
(опубликовано в журнале
«Лиза. Мой ребенок», сентябрь 2001 г)
Часто можно слышать
от кормящей мамы: «Я кормлю по требованию, мой малыш требует грудь каждые 3,5
часа». Или: «Я всегда кормила по требованию. В год у нас было уже 1 кормление
вечером, и мой ребенок спокойно отказался от груди».
Прежде, чем говорить о требовании ребенка, надо выяснить,
что имеют в виду современные женщины, когда говорят «я кормлю грудью».
Современные мамы считают прикладывание к груди необходимым для кормления
ребенка. Именно для кормления. Грудное молоко – еда, мама поставляет ребенку
питательные вещества, необходимые для роста и развития. Когда ребенок сосет
грудь, он ест. Грудное вскармливание имеет смысл только как процесс поставки
белков, жиров, углеводов витаминов и микроэлементов. Так считает большинство
женщин.
Во время сосания
груди ребенок с материнским молоком получает необходимые ему питательные
вещества. Это безусловная истина. Но есть еще одна безусловная истина, которой
в современном обществе не придается никакого значения, она не учитывается и не
рассматривается. Сосание для ребенка - это общение с матерью. Давайте
разберемся, что это значит.
Для начала надо
понять, что значит для ребенка кормление по требованию? Может ли он вообще
что-нибудь понимать? Есть ли для него разница, как его кормят, по 15-20 минут
через 3,5 часа или как-то по-другому?
Кормление по
требованию новорожденного ребенка означает прикладывание его к груди на каждый
писк или поисковые движения. Писк и поисковые движения у новорожденных даже уже
вторых-третьих суток жизни начинают проявляться гораздо чаще, чем через 3,5 или
2,5 часа. Потребность в прикладываниях быстро увеличивается и к 10-12 дню жизни
может возникать 15-16 и больше раз в сутки. Прикладывания различны по
продолжительности. Малыш может заснуть и
спать посасывая в течение, например, 1,5-2 часов. Может отпустить грудь через
1-2 минуты. И тут же попросить ее снова. Зачем же ребенку такие частые контакты
с маминой грудью?
Вот зачем. Находясь в
теплом, тесном, замкнутом пространстве материнского живота, в спокойной,
привычной обстановке, слушая шумы маминого организма, малыш сосал кулачок,
пальчики, петли пуповины, глотал околоплодные воды. Учился сосать и глотать. После
рождения, испытывая дискомфорт по любому, самому незначительному поводу, малыш
пытается от него избавиться. Избавиться от дискомфорта можно, попав в привычные
условия комфортного пребывания. Единственное место, где малыш после рождения
может почувствовать привычные для него ощущения, - это руки матери.
Единственное знакомое действие - сосание. Единственный знакомый вкус и запах -
вкус и запах околоплодных вод, который похож на вкус и запах молока и смазки
околососкового кружка. Поэтому, испытывая дискомфорт, малыш пищит или начинает
искать ртом предмет для сосания. В идеальном варианте его тут же берут на руки
и прикладывают к груди. Малышу становится тепло, тесно, он слышит стук маминого
сердца, дыхание, бурчание в кишечнике, он сосет и ощущает знакомый вкус и
запах. Если такое действие случается постоянно, малыш обретает уверенность: что
бы ни произошло, он решит у мамы все свои проблемы. Место утешения теперь
находится под грудью, и ее можно сосать.
Весь процесс
прикладывания младенца к груди оправдан с биологической точки зрения.
Новорожденный ребенок не ощущает чувства голода, это чувство у него не
сформировано. Оно начнет формироваться примерно с двухмесячного возраста. Как
же накормить существо, которое не испытывает голода?! Как побудить его совершать
какие-то действия для получения пищи? Это можно сделать только путем
использования каких-то других стимулов. Таким стимулом для новорожденного
является постоянный телесный дискомфорт, благодаря которому он все время хочет
сосать! Самое интенсивное, частое и продолжительное сосание у младенцев
наблюдается в первые два - три месяца жизни. И именно в эти первые месяцы
происходит основная прибавка в весе младенца.
Как же выглядит кормление малыша по требованию в возрасте одного месяца?
Малыш засыпает с
грудью во рту, какое-то время спит посасывая. Заснув глубоко, отпускает грудь.
Проспав некоторое время, он просыпается и прикладывается к груди. После сна он
может некоторое время бодрствовать, например, час - полтора. Во время бодрствования
он может 2-3 раза ощутить дискомфорт, например, от вполне естественного желания
пописать, и, призвав маму на помощь и приложившись на пару минут, сделает свои
делишки. Потом он захочет спать, ощутит дискомфорт и, приложившись к груди,
опять уснет посасывая. Через какое-то время он проснется и приложится опять.
Потом снова немножко «погуляет». И через какое-то время опять уснет у груди.
Дневные сны месячного ребенка, кормящегося по требованию, различны по
продолжительности и по количеству. Снов может быть 4-6 в течение дня, и
продолжаться они могут от 5-15 минут до 2-2,5 иногда 3-х часов. Малыш
прикладывается к груди вокруг каждого сна и несколько раз - между снами. На
ночь ребенок засыпает у груди. Обычно в подутренние часы начинает возиться и
прикладываться. Под утро он почти никогда полностью не просыпается. Малыш спит,
время от времени посасывая мамину грудь. Просыпаясь утром, малыш опять
прикладывается к груди. Если посчитать все прикладывания малыша месячного
возраста, то их получается примерно 16-20. Так ведет себя новорожденный
человеческий детеныш, если ему дается возможность вести себя в соответствии с
физиологическими и психологическими потребностями, заложенными, кстати сказать,
генетически. Ребенок первых месяцев жизни не отделяет свою личность от личности
матери и от ее груди. Мама и ее грудь и все, что с ними связано, являются
вселенной малыша и им самим.
В большинстве случаев
современная женщина, боясь «приучить ребенка к рукам», стремиться ограничивать
его просьбы в сосании. На помощь в этом деле ей приходят пустышка и бутылочка с
чайком или водичкой. Их тоже можно сосать: Потребность в сосании вроде бы
удовлетворена. Но только не удовлетворена потребность в общении с матерью во
время сосания, разрушена своеобразная цепочка взаимопомощи и сотрудничества
между мамой и малышом, формирование материнской привязанности и
сосредоточенности. Заметна ли для читателя разница в двух действиях: малыш
заплакал, мама взяла его, приложила к груди и начала покачивать или дала ему
пустышку и начала покачивать коляску, пусть даже и со словами «Ну что ты
плачешь, мое солнышко?»
Современная женщина,
дающая пустышку и качающая коляску, не является плохим человеком, сознательно
причиняющим вред младенцу. Она просто находится в плену предрассудков,
касающихся отношений между матерью и малышом. Она не знает, как вести себя
правильно, не знает, какие ее действия будут соответствовать природным потребностям ребенка. Если ей
рассказать, что ребенку нужно на самом деле, она в ужасе воскликнет: «Это что
же, с рук его не спускать?!» Действительно, ребенка первых месяцев жизни
необходимо не спускать с рук. Для женщины, не умеющей удобно носить ребенка и
не умеющей кормить его в различных позах (сидя, лежа, стоя и даже двигаясь) это
может оказаться очень трудно. Особенно если она не уверена в правильности своих
действий.
Итак, действие,
которое должно стать автоматическим для мамы новорожденного: при плаче ребенка
или другом выражении беспокойства - приложить малыша груди.
Изменение ритма кормлений по мере роста малыша
Малыш растет. У него
начинает формироваться довольно устойчивый ритм дневных снов. Ребенок 3-4-х
месяцев ведет себя уже совсем не так, как новорожденный. Кормления по
требованию в этом возрасте выглядят примерно так.
В три месяца у
малыша 10-12 кормлений в течение дня и 2-4 ночью. Остаются частые прикладывания
на непродолжительное время, но их число сокращается. Может появиться длительный
ночной перерыв в кормлениях, примерно 5 часов, но это бывает очень редко.
Гораздо чаще ночной перерыв составляет 2,5-3,5 часа. К этому возрасту тело
младенца заметно округляется.
В четыре
месяца малыш начинает заметно реже прикладываться к груди. Основные
кормления связаны со сном: ребенок сосет перед сном, во время пробуждения и во
время сна, как дневного, так и ночного. В связи с этим у него появляется
довольно точный режим кормлений.
В пять
месяцев у малыша бывает 8-10 дневных кормлений и 2-3 ночных,
прикладывания так же, как и на четвертом месяце жизни, организуются около снов –
малыш ест, укладываясь спать, и во время пробуждения.
В шесть
месяцев изменяется режим кормлений. Наиболее активное сосание
смещается на последние 2-3 часа перед пробуждением после ночного сна. Время
дневного бодрствования можно условно разделить на два периода: утренний, когда
насосавшийся за ночь малыш редко прикладывается к груди, и вечер, когда
прикладывания становятся очень частыми. В общей сложности может быть 7-10
дневных кормлений и 3-4 ночных. В этом возрасте у малыша начинается период
знакомства с новой пищей – педагогический прикорм. Появляются прикладывания,
связанные с введением прикорма, малыш «запивает» маминым молочком пробы новой
пищи. Когда ребенку, кормящемуся по требованию, начинают вводить прикорм,
никогда не имеется в виду замещение кормлений прикормами. Это невозможно практически,
т.к. основные кормления у малыша связаны со сном, а мамины завтраки, обеды и
ужины, во время которых малыш знакомится с новой пищей, располагаются между
снами малыша, во время его бодрствования.
В семь
месяцев частота прикладываний примерно такая же.
В восемь
месяцев меняется режим кормлений. Поскольку малыш проявляет высокую
двигательную активность и очень занят освоением окружающего пространства, в
дневное время он забывает приложиться к груди. В связи с этим число дневных
кормлений может сократиться до 6-8 раз. Сокращение дневных кормлений малыш
компенсирует за счет увеличения частоты и продолжительности ночных кормлений –
до 6 раз.
В девять-десять
месяцев учащаются прикладывания к груди. В дневное время это 4-6 полноценных
кормлений и примерно столько же прикладываний по разным поводам. У малыша
появляются новые поводы для прикладывания. Если во время активных действий по
освоению мира малыш набивает шишку или пугается, он успокаивается с маминой
грудью. Могут быть ситуации, когда утешить малыша можно, присев рядом с ним и
обняв. В ночное время сохраняется 4-6 кормлений, более активно малыш начинает
сосать грудь под утро, в период между 3 и 8 часами.
В одиннадцать
месяцев у малыша уже может быть 2-3 полноценных прикорма. Приобщение к
пище взрослых в сознании ребенка не связано с грудным вскармливанием:
прикладывания к материнской груди это нечто иное, чем стремление насытиться
понравившимся продуктом. Как правило, после того как малыш поел, он испытывает
необходимость приложиться к груди. Число дневных кормлений сохраняется у
ребенка прежним, но увеличивается число кратковременных прикладываний.
Сохраняются активные подутренние кормления между 4 и 8 часами утра.
В десять-двенадцать
месяцев малыш, если он уже ходит, иногда может прикладываться к груди
каждый раз, когда подходит к маме, т.е. примерно каждые 15-30 минут.
Сохраняются прикладывания вокруг снов и ночное сосание. Поэтому, если мама
говорит, что в год ребенок сосет один-два раза в сутки, это значит, что
кормления по требованию ребенка у нее нет. А есть введенные со стороны мамы
ограничения, с которыми малыш смирился. Он относится к сосанию груди, как к
еде, для засыпания или успокоения сосет пустышку или пальчик или засыпает
просто так, ничем не успокаиваясь.
В возрасте полутора
лет может оставаться уже один дневной сон, поэтому прикладываний,
связанных со сном, становится меньше. Сохраняется подутреннее сосание. Малыш
очень свободно обращается с маминой грудью. Иногда бывает, что он подходит
пососать просто из удовольствия. Например, так делает сын моей подруги:
подходит, лезет на колени, заглядывает маме в лицо, улыбается, начинает
копошиться в рубашке, получает грудь, улыбается груди, присасывается секунд на
30 и уходит.
Вообще число
прикладываний в сутки при условии кормления ребенка по требованию практически
никогда не бывает меньше 12. У новорожденного прикладываний 12 и больше, в
основном они все связаны со снами. А у ребенка, скажем 1,5-2 лет, прикладываний
может быть тоже примерно 12, только со сном связано 3-4, а остальные – кратковременные
прикладывания по разным поводам.
Не считайте прикладывания!
Предлагаю всем мамам,
читающим этот текст, – не считайте прикладывания, не замечайте их длительности.
Прикладывайте ребенка так часто, как он просит.
У мам, не
представляющих грудное вскармливания без оглядки на часы, может создаться впечатление, что при кормлении по
требованию мама ничем не может заниматься, а только кормит ребенка. Это не так.
Просто у мамы после рождения малыша начинается другая жизнь, она называется
жизнь с грудным ребенком. Вот и все. Ребенок находится при маме, а не мама при
ребенке! Почувствуйте разницу! Надо уметь организовать свой быт по-другому. В
первые месяцы, конечно же, очень нужна помощь близких. В традиции всех народов
был обычай первые 40 дней после родов отстранять женщину от любых работ по дому
и хозяйству – она занималась только ребенком. У некоторых народов предметы, к
которым прикасалась мама новорожденного, считались «нечистыми», поэтому маму
предпочитали ограждать от остального хозяйства, выделяя ей отдельный «угол»
дома, где ей никто не мешал и она никому не мешала. У славян такой
ограничительный обычай назывался шестинеделькой. К 1,5-2 месяцам, когда у
ребенка начинает формироваться ритм дневных снов и появляется некое подобие
«режима», мама становится более свободной.
Для мамы, уверенной в
том, что «правильный» ребенок – это ребенок все время тихонько лежащий в своей
кроватке, кормление по требованию окажется сплошной нервотрепкой. Намного легче
такой маме станет, если она прекратит смотреть на часы и привяжет к себе
младенца большим платком или воспользуется лоскутным держателем. Ей станет
легче в том случае, если она перестанет бегать между детской и кухней, а будет
носить малыша вместе с собой по дому - в коробке, люльке, специальном креслице.
Если будет стараться не отложить ребенка почаще, а взять его на руки при первой
возможности, оставляя только в случае крайней необходимости и ненадолго.
Грудное вскармливание не равносильно домашнему аресту. В условиях современного общества можно
организовать выход кормящей мамы на работу примерно с 6-ти месячного возраста малыша.
В случае крайней необходимости можно начать работать с 4-х месячного возраста,
но, конечно же, не каждый день в неделю и не полный рабочий день. Помочь маме
организовать выход на работу входит в обязанности консультанта по грудному
вскармливанию.
Кормление по требованию и эволюция
Иногда, консультируя
мам по вопросам грудного вскармливания, я предлагаю им забыть на секундочку,
что живут они в 21 веке. Предлагаю вернуться, например, в пещеру и спрашиваю,
что они будут делать, если ребенок ночью проснулся, как его успокоят? Если вы
идете через лес и стараетесь не привлекать к себе внимание хищников, как
сделать, чтобы малыш молчал? Если ребенок хочет пить, что вы ему дадите? К чему
привык младенец за тысячи лет существования человека? К тому, что он спит на
маме, пока она бредет по лесу с палкой-копалкой в поисках корешков, и
просыпается тогда, когда мама останавливается. Раз мама остановилась, значит,
есть время проснуться и пососать. Поэтому и сейчас ребенок хорошо спит,
привязанный к маме лоскутным держателем, и просыпается, когда мама, сделав
несколько дел по дому, садится в кресло, чтобы заняться малышом.
Какая-нибудь мама,
прочитав про пещеру, разобидится, скажет, что она цивилизованное существо. Но
подумайте, пожалуйста: человечка, материнскую грудь и материнское молоко
создавала эволюция в течение миллионов лет! Они созданы друг для друга. Детское
питание создал прогресс и совсем недавно. Навыки материнства и грудного
вскармливания утрачены нашим обществом тоже совсем недавно. Человек к искусственному
вскармливанию и пустышке не приспособлен физиологически. Материнская грудь не
будет образовывать достаточные количества молока при 6-7 прикладываниях
младенца в сутки. Природа, создавая человека как млекопитающее существо, не предполагала,
что наступит время, когда потребность в прикладываниях к груди будет
удовлетворяться за счет каких-то пустышек и сосок.
Изменения,
происходящие при формировании личности ребенка, не имевшего полноценного
контакта с матерью в процессе длительного грудного вскармливания, отмечаются
современными исследованиями психологов и социологов. Это изменения со знаком
минус. Лучше бы их не было!
Грудное вскармливание
важно не только для ребенка, оно важно и для матери. Во время кормления ребенка
по требованию изменяются чувства женщины, формируется более устойчивая
привязанность к малышу, женщина становится более чуткой к нуждам своего
детеныша. Более глубокая привязанность к ребенку и понимание его потребностей
существуют не только в младенчестве. При условии кормления по требованию они
сохраняются на всю жизнь. Для наглядности представьте, что происходит с
чувствами женщины, если она пытается «выдерживать» ребенка, терпит его плач,
беспокойство. Что становится с женщиной, если она использует рекомендацию из
одной очень популярной книжки для родителей: «Подойдите к ребенку, если он
плачет больше 15 минут»?
Если говорить абстрактными формулировками, то
человечество, стремящееся сохранить себя как вид, должно быть заинтересовано в
возрождении практики естественного вскармливания. А возрождение этой практики
невозможно без осознания мамами истинных причин потребности ребенка в
прикладывании к груди.
Да, действительно, я не раз слышала от мам такие слова, что "как это ты будешь кормить по требованию в 1-1,6-2 года? что ты будешь ему каждые 15 минут грудь давать? это же ужас!" Вот оно - незнание) я уже спокойно отвечала, что разобралась с этим вопросом и особенности организации гв в разном возрасте ребенка мне известны) как правило, мамы очень удивлялись)
ОтветитьУдалитьХорошо бы, чтобы женщины знали, как ведет себя новорожденный, как меняются потребности ребенка с его взрослением. Отсутствие этих знаний сбивает женщин с толку. Они начинают думать, что с их ребёнком что-то не так, когда он проявляет самое характерное поведение для своего возраста. И самое ужасно, что мамы идут решать проблемы "частых" просыпаний и сосаний к педиатру, получают в качестве рекомендации смесь и пустышку, а тут почти в 100% случаях светит сворачивание ГВ.
ОтветитьУдалитьЗдорово, что в статье описано, как меняется количество прикладываний к груди по мере роста ребенка. Еще понравился пример – как замена прикладывания к груди по требованию ребенка на пустышку препятствует удовлетворению потребности малыша в общении с матерью во время сосания, разрушает цепочку взаимопомощи и сотрудничества между мамой и ребенком, влияет на формирование привязанности. Очень жаль, что некоторым мамам пустышки кажутся безобидными. Хорошая идея с самопроверкой – представить, что растим ребенка в пещерные времена, а тогда не было ни пустышек, ни бутылочек со смесью, главный способ успокоения младенца – мамина грудь и объятия. Как бы ни развивалась цивилизация, а физиология остается прежней.
ОтветитьУдалитьОчень правильно подмечено!
УдалитьЗамечательная статья, которой хочется поделиться с теми, кто говорит, что кормить не по режиму- разбаловать ребёнка и потом будет висеть всю жизнь на груди) А ведь потребности малыша по мере его роста и развития меняются, каждой маме важно это понимать, а также осознавать важность первых месяцев налаживания лактации и удовлетворения потребностей своего дитя!
ОтветитьУдалитьТакже понравилось, что подчеркнули, что кормление по требованию- это не значит заточение мамы пожизненное, с ребёнком после его 1,5 месяцев много где бывали, гуляли, ходили на встречи без сосок и не было никаких сложностей с прикладываниями по ритмам и требованию, одно удовольствие.
Насколько мудра природа и насколько соотнесены ритмы мамы с ритмами ребенка, ритмы ребенка и его психомоторное развитие. И как не просто, когда малыш со сбитыми ритмами не стыкуется с материнскими ожиданиями этих ритмов. Отсюда растут сетования мам о том, как непредсказуем каждый день, ощущения ареста и каторги.
ОтветитьУдалитьЖелаю мамам узнать о ритмах и встраивая малыша в них по своему требованию, наладить свою жизнь с малышом.