Автор: Елена Султанова, общественный консультант по грудному вскармливанию
Прочитав цикл статей «Маленькие дети и их матери», я была приятно удивлена, что о таких важных вещах, как грудное вскармливание, хороший холдинг, младенческая зависимость, говорит мужчина-психоаналитик, тем более ученик Фрейда, который грудное вскармливание вообще приравнивал к сексуальному акту.
В своей статье «Кормление грудью как общение» Винникот подчеркивает важность грудного вскармливания, он говорит: «мать или ребенок, или же и мать, и ребенок что-то теряют, не пережив этого опыта».
Действительно, являясь единственно возможной формой питания для здорового развития организма, грудное вскармливание определяет будущее здоровье новорожденного человека, не только физическое, но и психическое. Речь идет о богатстве личности, о силе характера, о способности испытывать счастье, так же как о способности восставать и бунтовать. Похоже, истинная сила заключается в прямой связи с естественным развитием индивидуума, к этому-то как раз мы и стремимся.
Большой бедой в современном мире является взгляд медицины на искусственное вскармливание младенцев как на достойную альтернативу кормлению грудью. Кроме того, некоторые педиатры считают, что успешно проводимое искусственное вскармливание полезнее, что в корне не может быть правдой.
Популяризация искусственного вскармливания заставляет многих женщин не задумываться о сохранении грудного вскармливания при возникновении каких-либо проблем. Не получая нужной поддержки, молодые мамочки делают выбор в пользу искусственного вскармливания, пусть иногда и с тяжёлым сердцем.
Достаточно легко отказаться от грудного вскармливания, если смотреть на него с позиции исключительно питания для ребенка, а не многогранно как это есть на самом деле. Но грудное вскармливание - это далеко не только про питание, это и развитие иммунной, пищеварительной, эндокринной, нервной систем, а также первичная социализация и развитие эмоционально-волевой сферы.
В момент решения вопроса: кормить или не кормить грудью, женщина не задумывается о том, что психическое здоровье индивида с самых первых дней закладывается его матерью. Именно мать, действуя успешно, закладывает основы сильного характера и богатой, развитой личности.
Винникот делает важное замечание о том, что факта грудного вскармливания недостаточно для развития здоровой психики. Также очень важно умение матери нянчить ребенка, держать его на руках и обращаться с ним.
В то же время он пишет, что видел много детей, которым приходилось очень плохо, когда мать хотела и пыталась кормить их грудью, но не могла этого делать, так как данный процесс не поддается сознательному контролю. Страдает мать— страдает ребенок. С переходом к искусственному вскармливанию иногда наступает огромное облегчение. Винникот подходит к утверждению ценности вскармливания грудью, отправляясь от мысли, что вскармливание грудью не является абсолютно необходимым, особенно для матерей, имеющих с этим личные трудности.
Остановлюсь на этом моменте. Будучи, психоаналитиком Винникот, конечно же, рассматривает процесс вскармливания ребенка с позиции психологического комфорта для матери, так как ее психоэмоциональное состояние сильно влияет на малыша. Это бесспорно. Поэтому он допускает отказ от грудного вскармливания в пользу искусственного, аргументируя это тем, что если мать не может кормить, у нее все равно есть много других путей установить близкий, физический контакт с ребенком. Здесь можно сказать, что Винникот рассматривает грудное вскармливание с позиции эмоциональной связи матери и ребенка, что безусловно так, но грудное вскармливание также обеспечивает здоровое развитие органов и функциональных систем ребенка, чего никак не может обеспечить искусственное вскармливание.
Винникот призывает медицинских работников отстать от матери, так как они не являются специалистами, когда речь идет о близости, жизненно важной как для матери, так и для младенца. Он пишет о наличии материнской интуиции и инстинкте, который формировался тысячи лет.
Я соглашусь, что медицинские работники часто далеко не те люди, которые могли бы исправить проблему грудного вскармливания и корректно поддержать женщину. Но я убеждена, что это не отменяет необходимости искать помощи среди других специалистов, чтобы несмотря ни на что сохранить грудное вскармливание.
Среди моих знакомых есть одна мамочка, которая, к сожалению, была вынуждена отказаться от грудного вскармливания, так как не получила грамотной поддержки сначала от работников роддома, а потом от специалистов поликлиники. Месяц она боролась за грудное вскармливания, сквозь боль и слезы сцеживая молоко, когда ребенок сильно плакал и явно не набирал вес. И никто ей не подсказал, что можно было решить вопрос по другому. Сейчас, когда ее ребенку два года, ее до сих пор преследует чувство вины за то, что она не смогла кормить дочь грудью, так как не нашла грамотного специалиста. И здесь вопрос не в необходимости «отстать от матери», а в поиске компетентного человека, который поможет ей сохранить грудное вскармливание. В данном случае можно сказать, что материнского инстинкта недостаточно, чтобы справляться со всеми вопросами, возникающими у молодой матери. И здесь архиважно обучение биологически адекватному уходу за новорожденным, который также включает обучение успешному грудному вскармливанию.
Необходимо отметить, что в процессе грудного вскармливания следует соблюдать условие, которое оказывает существенное влияние на формирование здоровой психики ребенка: важно, чтобы ребенок чувствовал эмоциональное участие матери в момент кормления грудью, а не ощущал ее эмоциональную отстранённость. Когда речь идет о кормлении грудью, первое, о чем надо задуматься, — обеспечено ли младенцу богатство переживаний и возможность участвовать всем существом. Однако можно предполагать, что вся полнота вкуса и запаха и вся совокупность чувственных ощущений кормления грудью остается неизвестной маленькому ребенку, берущему резиновую соску.
Также необходимо помнить о чувстве материнского удовлетворения от процесса кормления ребенка, которое женщина может испытать только в случае грудного вскармливания.
Винникот с профессиональной точки зрения пишет об очень глубоком моменте в процессе кормления грудью, что позволяет ребенку развить чувство уважения к личным границам другого человека. Этому он учится как раз благодаря матери, которая обучает его правильному поведению у груди. Кроме того, она показывает, что значит проявлять настоящую любовь и заботу: несмотря на потенциальную опасность быть укушенной, мать продолжает кормить ребенка, как бы доверяя ему часть своего тела, исходя из самых теплых чувств к нему. Так мать учит ребенка выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Такой «скрытый» эффект грудного вскармливания безусловно положительно скажется на психическом развитии будущего взрослого человека.
Подытожим. На развитие личности новорожденного человека оказывают влияние множество факторов и сам факт грудного вскармливания только один из них. Нельзя сказать, что психика малыша будет развиваться гармонично, если его кормят грудью, но при этом мама эмоционально закрыта и не вовлечена в процесс. При этом необходимо помнить, что искусственное вскармливание никогда не может привести не только к полноценному развитию психики малыша, но и к его физическому здоровью.
В процессе кормления грудью малыш проходит важный этап социальной адаптации, а также гармоничного развития эмоционально-волевой сферы, что упускается при искусственном вскармливании.
Мама должна учитывать и осознавать какое влияние на малыша оказывает каждое ее действие, а этого невозможно постичь без обучения, доверяясь исключительно материнскому инстинкту.
Думаю, если бы Винникот смог ознакомиться с методикой Жанны Владимировны Цареградской, он явно бы выразил одобрение и необходимость такого обучения.
Источник: http://mdou85.beluo.ru/wp-content/uploads/2019/01/Винникотт-Д.В.-Маленькие-дети-и-их-матери.pdf