Когда же ребенок готов к прикорму?

Автор: Ядрова Н.А. под редакцией Цареградской Ж.В.
 (статья подготовлена в 2002 году и опубликована в 2003 г.)

Увидев по телевизору рекламу грудного вскармливания, я ужасно обрадовалась. "Ну вот – подумалось мне – наконец-то все молодые мамы узнают, чем нужно кормить детей до полугода и что вода нужнее цветочкам, чем новорожденным."

Моя радость длилась недолго. В один прекрасный день мне позвонила подруга, счастливая мамаша месячной девочки. "Поздравь нас, – сказала подруга, – нам уже месяц! Вчера мы начали пить сок!" На все мои уверения, что такой крошке сок не нужен, подруга упрямо твердила, что ребенку нужны витамины, и вообще, раньше сок давали с трех недель.

Как же переубедить ее и других мамочек, свято уверенных, что месячная кроха способна извлечь пользу из соков и прочих продуктов?  Я решила, что помочь мне может только серьезный научный труд, содержащий веские доказательства.  И тогда я раздобыла толстый том "Очерки по возрастной физиологии" Ильи Аркадьевича Аршавского. Аннотация гласила, что "в книге обобщены данные 30-летнего опыта и систематических  исследований коллектива лаборатории возрастной физиологии и патологии АМН СССР, посвященных экспериментальному анализу тех специфических особенностей физиологических отправлений, какими характеризуется организм животных и человека в различные возрастные периоды".

Развитие пищеварительной системы предопределено генетически

Согласно данным, приведенным в этой работе, развитие нашей пищеварительной системы предопределено генетически. Именно гены определяют, как должна работать пищеварительная система ребенка в зависимости от его возраста.

Получить наиболее полное представление о физиологии пищеварения новорожденных ученым удалось с помощью экспериментов на щенках с первых дней жизни. Не удивляйтесь, ведь собака тоже млекопитающее и многие физиологические процессы у собак сходны с таковыми у человека. Вспомните, что в космос перед человеком полетели именно собаки, а знаменитый академик Павлов изучал возникновение условных рефлексов на "братьях наших меньших". Еще в 1902 году ученые Shcumm и Glässner установили, что состав желудочного сока у человека совпадает с составом такового у собаки. Вот только живет собака гораздо меньше человека, поэтому, по своему биологическому возрасту щенок в 16-18 дней соответствует примерно полугодовалому ребенку. Как свидетельствуют зоопсихологи, возраст 2-хмесячного щенка соответствует возрасту ребенка в 3 года, а в 3 месяца щенку уже "стукнет" 5 человеческих лет.

Отличия процесса пищеварения у взрослых и детей

Чтобы понять, чем отличается пищеварение детей, вспомним, как происходит этот процесс у взрослых.

Все, что мы едим, сначала измельчается и пропитывается слюной в ротовой полости, а затем поступает по пищеводу в желудок, который к тому времени уже содержит небольшое количество желудочного сока, выделившегося при виде и запахе пищи. Желудочный сок взрослых содержит ферменты для переваривания белков и углеводов, а также соляную кислоту, активирующую эти ферменты и создающую защиту от бактерий, поступающих с едой. Основная масса желудочного сока выделяется в ответ на раздражение стенок желудка поступившей пищей. Для полноценного переваривания необходимо, чтобы все содержимое желудка как следует пропиталось желудочным соком. Поэтому желудок во время обработки пищи совершает так называемые "маятникообразные движения", постоянно перемешивая все, что в нем находится. Через некоторое время (от 1 до 4 часов) сформировавшаяся масса поступает в двенадцатиперстную кишку для обработки желчью и ферментами панкреатического сока. Под их действием происходит дальнейшее расщепление белков, а также начинается переваривание жиров. Прошедшая обработку ферментами пища поступает в кишечник для дальнейшей обработки и всасывания.

Пищеварение в таком виде у новорожденных практически не функционирует. Усвоение питательных веществ из взрослой пищи происходит только к двум годам, а по количеству вырабатываемых ферментов и объемам, этот процесс будет соответствовать взрослому только к пятнадцатилетнему возрасту! Вся эта сложная система начинает развиваться еще во внутриутробном периоде, однако, становление функции пищеварения у человека очень длительное и формируется оно последовательно в несколько этапов.

Формирование процесса пищеварения у ребенка

У плода пищеварение начинает функционировать с того момента, как он приобретает способность заглатывать околоплодные воды. Вопреки нашим представлениям об исключительно защитной функции околоплодных вод, они служат также для питания созревающего ребенка, т.к. содержат белки, углеводы, липоиды и минеральные вещества. Кроме того, вкус околоплодных вод может меняться в зависимости от питания матери, а плод способен различать этот вкус и все его изменения уже с 4-го месяца беременности. В последние месяцы беременности количество заглатываемых вод равно 1 литру в сутки. Несмотря на это, способность к перевариванию питательных веществ крайне низкая.

После рождения пищеварение интенсифицируется, но происходит это лишь по отношению к белкам фибрина и казеина, входящим в состав грудного молока. А функция синтеза свободной соляной кислоты, необходимой для пищеварения, отсутствует у детей 5-тимесячного возраста и старше!

В ходе экспериментов выяснилось, что у малышей, стимуляция секреции желудочного сока достигается механическим раздражением слизистой оболочки желудка непосредственным действием молока, и что выделение желудочного сока не происходит при виде пищи и вдыхании ее запаха, как это бывает у взрослых. Пища более твердой консистенции не вызывает выделения желудочного сока и, соответственно, не может перевариться.

Секреция поджелудочной железы у новорожденных во много раз меньше, чем у взрослых. Ферменты поджелудочной железы способны переваривать казеин грудного молока и жир в очень малом количестве, а ферментов для переваривания углеводов у ребенка нет. Именно поэтому грудное молоко содержит ферменты для переваривания    жиров и углеводов, т.е. само себя переваривает.

В течении всего периода питания исключительно материнским молоком (т.е. до 6 месяцев) пищеварительная система ребенка не способна к совершению маятникообразных движений, обеспечивающих перемешивание поступившей пищи. У щенков такие движения впервые возникают на 10-12 день жизни, а затем после 20-го дня жизни. Окончательно эта функция устанавливается у щенка в 1,5-2 месяца, когда он полностью отлучен от материнской груди. Для человека этот возраст равен приблизительно 3 годам.

Когда же ребенок готов к прикорму?

Чтобы окончательно поставить точку в вопросе «когда же ребенок готов к введению прикорма?», давайте вернемся к щенкам и посмотрим, как реагирует щенок на попытки раннего введения прикорма? Даже 5-10 грамм соскобленного мяса, попавшие в желудок щенка моложе 10-12 дней, не эвакуируются из него даже через 9 часов. Интересно поведение щенков в ответ на попытки предложить им съесть мясо. Начиная с 1-2 дня жизни, на действие запаха сырого мяса щенки отвечают резко выраженной отрицательной реакцией, выражающейся в отворачивании головы и в попытках пятиться назад. Такая реакция длится у одних щенков до 16-го, других до 18-го дня жизни, затем сменяясь на резко положительную. Причем выраженное желание поесть после ощущения запаха мяса появляется как у щенков, которые наблюдали процесс кормления матери мясом, так и у тех, кто этого никогда не видел и даже не ощущал запаха мяса. Значит, для проявления такой реакции имеет значение не индивидуальный опыт щенка, а строго определенный возраст, в котором начинает проявляться наследственно обусловленная реакция. И, конечно, ни одной щенячьей маме не придет в голову начинать прикармливать сына или дочку только потому, что им уже исполнилась, например, неделя.

Дети, конечно, не щенки, но и они дают знать своим родителям, до какого времени они не нуждаются в прикорме. Все знают, насколько тяжело дать что-либо новорожденному с ложки. И не потому, что неудобно, а потому что у детей до 5-6-ти месяцев существует так называемый "рефлекс выталкивания ложки", который выражается в том, что малыш начинает выталкивать языком инородные тела и твердые частички пищи, попавшие ему в рот, чтобы не подавиться. Этот рефлекс, ярко выраженный в 3 месяца, начинает постепенно угасать после исполнения ребенку 4 месяцев и к 6 месяцам угасает совсем. Одновременно с этим координируются движения языка и глотательные движения.

Поэтому оптимальным сроком начала введения твердой пищи у грудного младенца является достижение им возраста 5,5-6-ти месяцев. К этому времени угасает рефлекс выталкивания, появляется соответствующие движения языка, формируется способность адекватно реагировать на поступление в желудок твердой пищи, а сам желудок начинает совершать маятникообразные движения.

Детям повезло меньше ….

Наши малыши находятся в менее благоприятной ситуации, чем щенки. Современные мамы, получившие свои знания от бабушек и педиатров, зачастую сами не осознают, что оказались под влиянием фантосмагорической системы, придуманной и навязанной женщинам еще при социалистическом строе. Главным тогда были трудовые достижения, а не воспитание детей. Малышей отправляли в ясли в 3 месяца, а чтобы угрызения совести не отвлекали мам от производства, им говорили, что в грудном молоке все равно мало витаминов и свежие соки, пюре и кашки ребенку гораздо полезней. В западных странах ту же политику проводили крупные компании-производители детского питания. Вот так мы и утратили не только знания о правильном введении прикорма, но и грудное вскармливание вообще.

В заключении хочу добавить, что книга И. А. Аршавского "Очерки по возрастной физиологии" вышла еще в 1967 году. Уже тогда наши ученые пытались привлечь внимание медицинской общественности к необходимости правильного вскармливания детей, но везде натыкались на полнейшие равнодушие и враждебность. С 1969 года Аршавский и его сотрудники находились в опале, а в 1978 году лаборатория Ильи Аркадьевича была закрыта, его книги долгое время не издавались. 

Современные матери имеют возможность воспользоваться правильной информацией и вырастить здорового ребенка. Все, что нужно для этого – просто не нарушать законов природы и не пытаться вводить малышу прикорм раньше, чем созреет его пищеварительная система.

При написании статьи была использована следующая литература:
1.   И.А. Аршавский. "Очерки по возрастной физиологии". Издательство «Медицина», Москва, 1967.

8 комментариев:

  1. Я начала педагогический прикорм дочери с 6 мес. Сначала она в основном мусолила куски яблока, банана, груши, куриную косточку. Понемногу давала крупицы той еды, что ела сама. Возможно, я рановато начала прикорм, т.к. интереса к еде дочь не проявляла (сама не тянулась и не выхватывала из рук), но и не отказывалась от предложенного. Так потихоньку, без навязывания стали знакомиться с новой пищей.

    Никакого детского питания дочка тогда не пробовала - ни кашек, ни пюре, ни соков и т.д. С 1,5 лет ее стали интересовать в магазине яркие упаковки и баночки, она просила их купить, поэтому все же пришлось изредка “баловать” ребенка фруктовыми пюре.

    Хочу отметить, что примерно до 2-2,5 лет дочка предпочитала грудь взрослой еде, т.е. за столом она съедала немного (как мне казалось), а после еды просила еще и грудь. С 2,5 лет поведение поменялось - дочь стала съедать уже более значительные объемы и перестала просить грудь за столом.

    Сейчас малышке 3г 2мес, кушает всё и даже просит ее покормить, заявляет, что голодна, однако и пососать грудь тоже очень любит.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ваш опыт соответствует статье. Правда, если бы Вам помог вводить прикорм инструктор по материнскому искусству, Вы бы узнали гораздо больше пищевых повадок (врожденных программ поведения) своего ребенка ))))

      Удалить
  2. Порой забавно было слушать комментарии некоторых родственников по типу «а вот мой в 2 месяца уже борщик со сметанкой наворачивал» и «одним молоком ребёнок не наестся», а затем, когда ребёнок стал постарше - крепкий и здоровый, выросший на педагогическом прикорме, введённом в срок, противоречащие им самим же комментарии «он от молока вон как пухнет, надо бы уже заканчивать» ))

    ОтветитьУдалить
  3. Благодарю за статью! Очень интересная аналогия проведённая с щенками. Ведь действительно, у всех млекопитающих есть период, когда они питаются исключительно молоком.
    В семейном архиве есть видео, где дочка отнимает у меня из рук грушу, сидя у меня на руках. Ей там 6.5мес. А до груши дочку очень интересовали исключительно чашки и ложки! Это я к тому, что пмщевой интерес был очень яркий и ему предшествовал интерес к чашкам и чайным ложкам:D

    ОтветитьУдалить
  4. Мне понравилась мысль, что ни одной щенячьей маме не придет в голову прикармливать детенышей на основании достижения определенного возраста, что ключевым критерием является наследственно обусловленная реакция. Также и у человека – есть возраст для появления пищевого интереса, который связан с изменениями в пищеварительной системе. Поэтому фантазии, что ребенку чего-то не хватает в грудном молоке и нужен дополнительный прикорм ранее полугода, совершенно нелепы.

    ОтветитьУдалить
  5. Статья для меня была полезной - информацию про корреляцию щенков и детей я еще не встречала. И полностью согласна с тем, что у каждого вида млекопитающих есть свои сроки прикармливания потомства пищей - и у нас тоже! конкретные биологически обоснованные сроки, а не "когда маме вздумалось". Потом от таких вредительских советов допаивания соками и начинаются не просто проблемы с у мамы с лактацией, но и с большими проблемами в работе желудочно-кишечного тракта ребенка. спасибо за статью!

    ОтветитьУдалить
  6. Очень интересные исследования и аналогии других млекопитающих приведены, благодарю!
    Природа все продумала и придумала за нас, также подсказки даёт, наше дело только прислушаться: у ребёнка и ферменты вырабатываться начинают, угасает выталкивающий рефлекс, он сам становится способен сидеть и взаимодействовать с едой с определённого момента, и прикорм выходит естественно и приятно для всех.
    Также есть желание ознакомиться с трудами Ильи Аркадьевича Аршавского.

    ОтветитьУдалить
  7. Было очень интересно узнать о маятникоподобных движениях желудка и о сроках их появления у щенков и у человеческих малышей. Реакция щенка на предложенное мясо - явная, яркая и понятная. Дети, пока не созреют к введению прикорма, не интересуются тем, что ест мама и как по щелчку в один момент начинают тянуться к содержимому ее ложки, что обычно сопровождается изменением стула, достижением возраста введения прикорма.. Но именно эти изменения в поведении для мам могут остаться незамеченными, если о них не знать и не отслеживать!
    И как часто мамы принимают за пищевой интерес то, что им не является, стремятся скорее ввести прикорм, чтобы заменить "пустое" молоко полезной едой.

    ОтветитьУдалить

Если беременность случилась, а ГВ еще не закончилось ...

Автор: Елена Мирого, общественный консультант по грудному вскармливанию Редактор: Олеся Исаева, Анна Малкова Если беременность случилась в м...