Правильное прикладывание ребенка к груди. Что это такое?

Автор: Казакова Л.В.
(статья опубликована в журнале «Лиза. Мой ребенок», июль 2001 г.)

Когда я начинаю говорить о правильном и неправильном прикладывании ребенка к груди, очень часто слышу такую фразу: «А что вы имеете в виду? Разве можно сосать грудь неправильно?» Чаще всего я слышу этот вопрос от работников медицинских учреждений. Особенно меня это расстраивало в начале моей деятельности в качестве консультанта по грудному вскармливанию, когда я слышала эту фразу от медперсонала роддомов…

Прикладывание к груди - очень деликатная вещь. Через 20-30 минут после рождения у ребенка появляется желание пососать, он начинает искать грудь, открывает рот, делает кивательные движения головой, пытается ползти в сторону соска. И в эти моменты, когда инстинктивная сосательная активность ребенка еще ничем не испорчена, правильно захватывают грудь и начинают продуктивно сосать только 30% детей! Остальных надо поправить, помочь, подать грудь несколько раз, прежде чем попытку можно будет назвать удачной.

В большинстве российских роддомов никто не прикладывает ребенка после фазы релаксации[1]. Никто и не ждет, пока малыш придет в себя и проявит поисковую активность. Сразу после рождения ребенку перерезают пуповину, демонстрируют матери и уносят на «обработку». В лучшем случае малыш увидит маму через 2 часа, а скорее всего, через 6-12 часов. Маме обычно говорят, что ребенок отдыхает после родов, ему сейчас не до сосания. В это время малышу обычно1-2 раза дается вода или смесь из соски. Это называется догрудным кормлением и приводит к формированию привычки сосать не грудь, а соску. Врачи и медсестры обычно говорят, что ничего страшного в этом нет. Мол, потом будет грудь сосать, никуда не денется.

Приходя в послеродовое отделение, я постоянно встречаю детей 2-3 суток жизни, которые не пытаются сосать грудь, если она попадает им в рот. Малыш демонстрирует активное поисковое поведение, открывает рот, вертит головой, иногда покрикивает. Когда я пытаюсь его приложить, он широко открывает рот, но не пытается начать сосание. Бывает, что ребенок сразу же начинает плакать, как только ему вкладывается в рот грудь. Очень часто встречается ситуация, когда ребенок перестает широко открывать рот при поисковом поведении. Так ведут себя дети, имевшие опыт сосания соски или пустышки.

Частенько наблюдается такая «замечательная» картина: сидит мама над пластиковой роддомовской кроваткой, любуется мирно спящим малышом, сосущим пустышку, на которой написано «I love you, mama». (Последнее время в Москве очень часто встречаются такие пустышки). Спрашиваю маму, сосет ли малыш грудь, на что мама отвечает, что пару раз пробовала давать, но он как-то не очень… Вторые сутки после родов…

Обычно, когда я начинаю маме рассказывать о том, что если периодически давать ребенку сосать бутылочку с соской, ребенок может отказаться от груди, мама говорит: «Да, из бутылочки легче сосать. А тут (в роддоме) еще и дырки такие большие». Между тем дело совсем не в дырках и в легкости сосания. Дырку можно сделать очень маленькой. Дело все в том, что при сосании соски ребенок делает принципиально другие движения. Сосать из груди малышу помогает мамин рефлекс окситоцина, сокращающий гладкомышечные клетки вокруг долек железы и выталкивающий молоко в проток. Молоко как бы впрыскивается ребенку в рот благодаря этому рефлексу. Малыш, имея опыт сосания соски, пытается так же сосать и грудь. Но практически невозможно извлечь молоко из груди, если сосать ее так же, как соску. Ребенок начинает сердиться, отказывается от груди, вопит. Мама огорчается и для успокоения дает младенцу бутылочку или пустышку, которую он тут же начинает сосать.

Здесь надо отметить, что младенцу необходимо сосать, чтобы избавиться от чувства дискомфорта. Ребенку все равно, что сосать. Если он привык сосать соску, он будет сосать соску. Если он привык сосать грудь, он будет ее сосать и с ней успокаиваться. Если он привыкнет успокаиваться с пустышкой, он будет с ней успокаиваться.

Широко распространено ошибочное мнение о том, что если ребенку давать сначала грудь, а потом бутылочку, то от груди ребенок не откажется. Многие мамы также считают, что если из бутылочки давать ребенку только воду, чай или сок, то малыш не откажется от груди. На самом деле, чтобы малыш начал отказываться от груди или стал прикладываться к ней неправильно, совершенно неважно, когда и в каких количествах он сосет соску или пустышку. Есть дети, которым для возникновения проблем достаточно пососать соску 1-2 раза. Есть малыши, которые «внезапно» начинают капризничать у груди в 2-3 месяца. Есть дети, которые с удовольствием сосут все, что им дают, но начинают уменьшать прибавку в весе.

Всемирная организация здравоохранения так высказывается по этому вопросу в своем бюллетене, посвященном кормлению детей первого года жизни:

«У нормального новорожденного рефлексы для кормления грудью уже достаточно сильны при рождении. Действительно, практика подтверждает, что некоторые дети, рожденные на 32-й неделе беременности с весом всего 1200 г, способны эффективно сосать грудь даже до того, как научатся сосать из искусственных сосок. Однако эти решающие рефлексы могут быть слабыми или вообще отсутствовать в случаях слишком раннего прерывания беременности или же у детей с чрезвычайно низким весом при рождении, а также у больных детей. (…) Однако наиболее часто причиной пониженной эффективности этих рефлексов является применение седативных или обезболивающих препаратов при родах, вмешательство в процесс обучения грудному кормлению после родов. Инстинктивные движения новорожденного ребенка должны закрепиться в правильное поведение в послеродовом периоде. Использование других оральных объектов, сосок или пустышек в период сразу после рождения может создать условие для возникновения у ребенка ротовых движений, неприемлемых для кормления грудью.

(…) Для успешного становления грудного кормления факторы, снижающие продолжительность, эффективность и частоту сосания ребенка, должны устраняться любым доступным способом. К этим факторам относятся ограничение времени кормления, кормление по расписанию, неудобное положение во время кормления, использование других оральных объектов, получение ребенком других жидкостей, например воды, сахарных растворов, овощных или животномолочных продуктов».

Значение правильного прикладывания огромно для формирования полноценной лактации у матери, для длительного и успешного грудного вскармливания.

Только при правильном прикладывании ребенок стимулирует грудь на достаточную выработку молока. Только при правильном прикладывании малыш может высасывать молока столько, сколько ему необходимо. Только правильное прикладывание не вызывает у матери никаких неприятных ощущений во время кормления, и только при правильном прикладывании никогда не бывает необходимо прерывать кормление из-за болезненных ощущений, т.к. их просто нет.

Как же выглядит правильное прикладывание ребенка к груди?

Ребенок должен захватывать сосок и ареолу при энергичном «бодательном» движении головкой, поднимающем грудь. Затем головка как бы накладывается на грудь при движении последней вниз. Ротик ребенка должен быть широко раскрыт, язык, подложенный под сосок, опущен, но не высунут. Необходимо, чтобы этот захват был полным и глубоким настолько, чтобы сосок находился во рту ребенка почти на уровне мягкого неба, т.е. сосок вместе с ареолой должны фактически заполнить собой всю полость рта ребенка. Для такого захвата необходимо очень широкое раскрытие рта, и если оно не получается сразу, можно помочь ребенку, поводив соском по нижней губе малыша, что вызовет рефлекторное движение губ и раскрытие рта. Нередко первой реакцией ребенка на материнскую грудь бывает ее лизание и только потом уже захват.

При правильном захвате груди у ребенка сохраняется широко раскрытый рот, сбоку видно, что нижняя губа полностью вывернута (ее выталкивает передний край языка, лежащего на нижней челюсти). Ареола полностью входит в рот ребенка, если она маленькая. Если ареола большая, то захват ее практически полный, несимметричный. Снизу ребенок захватывает ареолы больше, чем сверху.


Эффективность сосания определяется не через создание отрицательного давления, а через ритмичный массаж ареолы, осуществляемый движениями языка ребенка.

Бутылочку любой формы и с любым размером дырочки ребенок сосет так же, как взрослый сосет из соломинки: путем создания отрицательного давления. Язык в сосании из бутылочки не участвует: он обычно находится за нижней челюстью и не совершает доящих движений. Поэтому когда к ребенку, привыкшему сосать бутылочку, в рот попадает грудь, он не знает, что с ней делать. В крайнем варианте неправильного прикладывания сосок попадает между челюстями, ребенок сосет грудь так же, как бутылочку. Если сосок находится между челюстями, мама обычно испытывает довольно сильные неприятные ощущения. Выраженность болевых ощущений зависит от толщины кожи ареолы и индивидуальной чувствительности женщины. Но в любом случае сосок быстро травмируется, и часто уже на вторые сутки после родов при неправильном прикладывании появляются ссадины, которые переходят в трещины, если прикладывание не исправляют. Эта ситуация настолько обычна, что многие женщины считают образование трещин неизбежным злом, сопутствующим грудному вскармливанию.

Очень коварным оказывается безболезненный вариант неправильного прикладывания. В этом случае собственно сосок попадает за челюсти и лежит на языке вместе с незначительной частью ареолы. Ребенок его и сцеживает… В этом случае маме не больно, т.к. сосок ребенок не прикусывает. Малыш даже высасывает какое-то количества молока. Но грудь не получает достаточной стимуляции и хорошо не опорожняется. Это постепенно приводит к уменьшению количества молока. Обычно ребенок в этом случае не очень хорошо прибавляет в весе. Или наблюдается постепенное уменьшение прибавки. Например, в первый месяц ребенок прибавил 900 г, во второй - 600, в третий - 450. Если при этом ребенок соматически здоров, кормится по требованию, ничего не сосет, кроме груди, то, вероятнее всего, имеет место безболезненный вариант неправильного прикладывания.

Если женщина никогда не видела, как должен сосать ребенок, если ей никто не показывал, как правильно подавать ребенку грудь и как контролировать качество прикладывания во время сосания, очень велика вероятность, что сама она приложит малыша не совсем правильно и не сможет обучить его правильному поведению у груди. Она ведь не знает, что тут чему-то надо учиться…

В те далекие времена, когда грудное вскармливание в человеческом обществе было обычным явлением, а не редким исключением, каждая женщина могла помочь начинающей кормить матери, исправить ее ошибки, показать необходимые приемы.

В настоящее время большинство женщин не имеют возможности учиться материнству практически. Многие читают разнообразные журналы и книги для родителей и потом пытаются ухаживать за своим младенцем и кормить его, основываясь на полученных теоретических знаниях.

К сожалению, правильному прикладыванию ребенка к груди невозможно научиться по книгам, журналам и картинкам. Необходимо практическое обучение. В роддомах, где появляется на свет большинство современных младенцев индустриально развитых стран, никто таким обучением не занимается. Подавляющее большинство медработников не имеют необходимых для этого знаний. То, что необходимо для успешного обучения другой женщины, - это прежде всего личный положительный опыт грудного вскармливания. Медицинские сестры и акушерки, как и большинство современных женщин, такого опыта не имеют. Неправильное прикладывание, будучи широко распространенным явлением, не вызывает никакого беспокойства со стороны медперсонала. Женщинам даются только рутинные рекомендации по залечиванию ссадин или трещин, если таковые имеются. Если же у малыша и мамы безболезненное неправильное прикладывание и связанный с ним недостаток молока, то проблема решается назначением докорма и заканчивается стремительным переходом на искусственное вскармливание, т.к. докорм дается из бутылки с соской, и к проблеме неправильного прикладывания присоединяется отказ от груди.

Что же делать женщине, желающей обучиться прикладывать своего малыша к груди правильно?

Постарайтесь все-таки найти кого-нибудь, кто умеет кормить ребенка грудью. Лучший вариант – консультант по лактации (отмечу попутно, что в странах Европы, Северной Америки, Австралии это не проблема). Если такой возможности нет, пусть это будет мама, кормящая не первого ребенка, следящая за качеством прикладывания, имеющая опыт длительного кормления, не использующая сосок и пустышек. Проблем с сосками (ссадины, трещины) такая мама не должна иметь ни в прошлом, ни в настоящем. Понаблюдайте за тем, как она подает ребенку грудь и как ее малыш сосет. Это может быть ваша соседка по палате в роддоме.

Если вы испытываете неприятные или болезненные ощущения во время сосания ребенка, а медперсонал не может ничего исправить своими манипуляциями, попробуйте найти маму, не испытывающую неудобств при кормлении и сверьте свои действия с ее.

К сожалению, это не всегда помогает, т.к. размеры сосков, форма груди, размер ротика ребенка различаются. Оптимальный для мамы вариант, когда ее обучает прикладыванию женщина, имеющая большой практический опыт и умеющая отличать варианты прикладывания при разных формах соска.

Например, при первом взгляде на двух кормящих соседок по палате, особенно с некоторого расстояния, может показаться, что у одной мамы все хорошо, а у другой захват не очень глубокий. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что у первой мамы захват получился недостаточный: хотя ей и не больно, ребенок на самом деле лижет сосок, и его рот открыт недостаточно широко. Малыша надо будет переучивать, а маме следить за качеством прикладывания. В другом случае выясняется, что, хотя у малыша очень маленький ротик, а у мамы большой сосок, малыш очень хорошо высунул язычок, правильно его расположил и отлично сцеживает грудь.

При прикладывании ребенка постарайтесь следовать общим рекомендациям:

1. Вкладывайте грудь ребенку ТОЛЬКО В ШИРОКО ОТКРЫТЫЙ РОТ! Не пытайтесь протолкнуть сосок в полуоткрытый ротик, скорее всего, ребенок зажмет его челюстями или возьмет его недостаточно глубоко.

2. Старайтесь действовать быстро, т.к. широко открытым ребенок держит рот секунду-две. Если вы не успели, дождитесь следующего раза. Помогите малышу открыть ротик, проведя соском по нижней губке несколько раз подряд.

3. Проявляйте терпение. Очень часто я наблюдаю такие мамины действия: мама берет малыша, пытается его приложить, ребенок проявляет активное поисковое поведение, вертит головой. Мама говорит: «Он не хочет!» То есть мама инстинктивное поведение ребенка, направленное на поиск соска, воспринимает как отрицательный ответ взрослого человека! Или, например, очень часто бывает, когда мама соском дотрагивается до нижней губки ребенка, он сжимает ротик. Мама опять сразу же говорит, что ребенок не хочет сосать. А между тем если бы она продолжила предложение, то малыш обязательно открыл бы рот. Ведь ребенок еще не понимает, что от него хотят. Он не знает, что от него ждут открывания рта. Большинству детей для формирования устойчивого навыка правильного захвата соска в ответ на мамино предложение требуется не менее двух недель!

4. Болезненное сосание терпеть недопустимо! Очень часто, захватив грудь правильно, младенец во время сосания сползает на кончик соска и начинает его прикусывать. У мамы появляются болезненные ощущения, но она их терпит. Ребенок не знает, что он сосет неправильно! Его необходимо научить правильно сосать. Если малыш начинает сползать на кончик соска, грудь необходимо правильно забрать (разжать малышу челюсти, быстро засунув кончик пальца в уголок рта) и подать заново.

5. Во время сосания носик ребенка должен касаться груди. Обычно ребенок сползает на кончик соска в том случае, если во время сосания он не касается носиком груди. В большинстве роддомов рекомендуют грудь над носиком придерживать пальцем, чтобы легче было дышать. Но ребенок ощущает грудь лицом! Он должен касаться груди носиком во время сосания. Такое положение должно сохраняться во время всего сосания и в любом возрасте малыша. Если новорожденный не касается носиком груди, то он не чувствует, что он уже на «месте», и может совершать поисковые движения с соском во рту! Как следствие, его мама тут же говорит, что ребенок не хочет сосать. Носик малыша так устроен, что кончиком он делает в груди «ямку» и дышит через маленькие треугольные или продолговатые щелочки у крыльев носа. Поэтому нет никакой необходимости придерживать грудь пальцем над носиком. Кроме того, что этот маневр портит прикладывание, он еще способствует возникновению лактостазов в верхних долях железы, т.к. мама своим пальцем пережимает протоки и затрудняет отток молока.

6. Малышу нельзя позволять оттягивать сосок или пропускать его между челюстей туда-сюда. Необходимо придерживать головку при попытках оттянуть сосок. И забирать грудь, если малыш начинает «баловаться», причиняя маме боль. Ребенку более старшего возраста нельзя позволять поворачивать голову с соском во рту, если ему хочется посмотреть на какой-то предмет. Малыш должен следить за интересующим предметом только глазами. Или должен отпустить грудь и повернуть голову, если это ему так необходимо.

7. Отдельно хочу отметить «неудобные» формы соска - плоские соски, втянутые, длинные, толстые. Любой новорожденный, способный сосать, может приспособиться к любой форме соска своей матери. Мама, имеющая сосок «нетрадиционной» формы, должна проявить больше терпения и настойчивости в обучении ребенка правильному сосанию. И она должна постараться, чтобы ее малыш никогда не получал в рот других оральных объектов, т.к. они в любом случае покажутся ему более удобными для сосания, чем материнская грудь.

Для мамы с плоскими и втянутыми сосками очень важен момент втягивания ребенком груди в рот. Если малышу в рот попадают бутылка, пустышка или соска, он перестает делать втягивающее движение. Соска и пустышка и так вытянуты, их не надо втягивать дополнительно. Поэтому, когда малышу в рот попадает мамин плоский сосок, он просто открывает рот и ждет, не пытаясь его втянуть. Именно поэтому маме с плоскими или втянутыми сосками надо постараться не допустить попадания в рот ребенку других объектов для сосания. При необходимости давать докорм или свое сцеженное молоко можно из ложечки, шприца без иголки или пипетки.

Если у мамы длинные и (или) большие соски, ей очень важно вкладывать их в рот как можно глубже, пронося собственно сосок мимо челюстей. В случае с длинным соском ребенок очень часто смыкает челюсти на соске или сразу за ним. Ареола в рот практически не попадает, малыш ее не сцеживает и просто лижет сосок. Молоко он сцедить так не может, грудь не опорожняется и не стимулируется. Начинается нехватка молока. Кроме того, большой сосок невозможно вложить в недостаточно открытый ротик. Значит, маме надо особенно следить за тем, чтобы ребенок не сосал ни соску, ни пустышку, ведь они только усугубят проблему. Пососав их, малыш совсем перестает широко открывать рот, т.к. для сосания этих предметов совершенно не нужно открывать рот широко.

Ребенок с самым маленьким ротиком может сосать грудь своей мамы с самым большим или длинным, или любым другим «неудобным» соском. Надо только правильно вложить грудь в рот, проявить терпение и настойчивость. Всего-навсего.

Обучая ребенка правильно сосать, мама обеспечивает ему в будущем полноценное, идеально подходящее питание, а себе – продолжительную, стабильную лактацию.




[1] Период релаксации новорожденного – это первые минуты (обычно 20 минут) после естественных родов, необходимые для восстановления его сил после напряжения во время рождения. Совершив первый крик, новорожденный, соединенный с матерью пуповиной, тихо лежит у нее в ногах и отдыхает. В это время он обычно откашливается, чихает и сопит, освобождая дыхательные пути от слизи и привыкая к новому способу дыхания. В фазе релаксации также восстанавливается собственный кровоток младенца. Во время прохождения по родовым путям часть крови ребенка по сосудам пуповины была вытеснена в плаценту, а сразу после рождения эта кровь поступает к нему обратно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Позы для грудного вскармливания

Приглашаем посмотреть видео о позах для кормления грудью. Обращаем ваше внимание, что видео только лишь обозначает какие-то самые общие пра...