Автор: Казакова Л.В.
(статья
опубликована в журнале «Аистенок», ноябрь 2001 г.)
Все знают, что грудное молоко полезно, что ребенка
необходимо кормить именно грудным молоком. Но все это знают теоретически. На
практике выясняется, что многие люди считают современные адаптированные смеси
совсем не худшим вариантом для ребенка, а частенько даже лучшим. Мол, там и
витамины есть, и все оптимально сбалансировано. И кормить из бутылочки вроде бы
проще, можно даже папу попросить. Если этот текст читает женщина, обдумывающая
судьбу своего пока еще не рожденного ребенка и выбирающая между искусственным
или грудным вскармливанием, ей будет интересно узнать, что же такое есть в
грудном молоке, чего никогда не будет в самой современной адаптированной смеси.
И почему же лучше высасывать молоко из маминой груди, а не из самой лучшей
бутылочки, ее имитирующей?
Белки женского молока не похожи на белки коровьего, козьего
молока или на белки сои — того, из чего сейчас делают адаптированные молочные
смеси. Возможно, когда-нибудь наука сможет их преобразовывать так, что они
будут похожи, но никогда не удастся сделать смесь эксклюзивным продуктом,
подобным тому, который мама выпускает в единственном экземпляре для своего
ребенка. Состав грудного молока уникален еще и потому, что он изменяется в
зависимости от возраста малыша, его состояния и даже от состояния среды, в
которой живут мама с ребенком. Например, в молоке мамы недоношенного ребенка
больше белка, чем в молоке мамы, родившей в срок. Организм знает, что кроха был
рожден рановато и надо ему помочь. А если мама живет и кормит малыша в
местности где, например, высок риск заболеть инфекционными болезнями, в молоке
ее содержится больше белков-иммуноглобулинов, помогающих маленькому организму
защитить себя от возможных вторжений патогенных микроорганизмов. Ни одна смесь
не содержит и не будет содержать защитные факторы: различные иммуноглобулины,
ферменты, фагоциты. Только мамино молоко начинает поставлять для ребенка
антитела, например, против вируса гриппа, даже до того момента, как мама
почувствовала, что заболела. Продукция антител и их «поставка» в молоко
начинается с момента встречи иммунной системы матери с вирусом или другим
инфекционным агентом. У ребенка, находящегося на грудном вскармливании, вероятность
заболеть инфекционным заболеванием в несколько раз меньше, чем у ребенка,
кормящегося искусственной смесью.
А другие болезни, неинфекционного характера?
Например, сахарный диабет. Это заболевание сейчас очень
распространено, число больных детей постоянно увеличивается. Но есть важное
различие в заболеваемости диабетом искусственников и детей, вскормленных
грудным молоком. Если сравнивать искусственников и детей, которых кормили
недолго, до 6 месяцев, то разницы в заболеваемости диабетом почти нет. Но чем
дольше кормили ребенка грудью, тем меньше вероятность возникновения у него
этого грозного заболевания. Дети, находившиеся на грудном вскармливании
длительно, больше года, диабетом практически не болеют.
В ходе многолетнего изучения эпидемиологии острых лейкозов у
детей, проведенного в Ленинграде, было установлено, что среди детей,
заболевающих впоследствии острыми лейкозами, значительно чаще, чем в
контрольной группе детей, отмечен ранний перевод на искусственное
вскармливание. В исследовании американских ученых, посвященном эпидемиологии
рака у детей, было установлено, что длительный срок грудного вскармливания
уменьшает риск развития злокачественных новообразований.
Можно привести целый список заболеваний, существенно
ассоциированных с искусственным вскармливанием. Это некротизирующий
энтероколит, инфекции желудочно-кишечного тракта, гипокальцемия новорожденных,
железодефицитная анемия, энтеропатический акродерматит, витамин-Е-дефицитная
анемия, гипертрофический пилоростеноз, синдром внезапной смерти новорожденных,
средний отит, детская экзема, гипернатриемическая дегидратация, хронические
запоры, целиакия, болезнь Крона, цирроз печени при недостаточности
альфа-антитрепсина, бронхиальная астма. Многие из перечисленных заболеваний
знакомы только специалистам. Но что касается общеизвестных заболеваний,
например, отита, то у ребенка-искусственника вероятность заболеть отитом на
первом году жизни в 4 раза больше, чем у грудничка.
Такая разница в заболеваемости детей, возможно, связана с
различным качеством формирования иммунной и эндокринной систем. Искусственник
не получает необходимые для качественного формирования этих и других систем
своего организма иммуноглобулины, гормоны, биологически активные вещества,
факторы роста тканей, имеющиеся только в грудном молоке.
А есть ли разница в нервно-психическом развитии детей, вскормленных разными
способами?
Различные исследования показали, что только максимально
позднее отлучение от груди отражается в самых высоких способностях по
формированию условных рефлексов и наибольшей устойчивости памяти. К 15 годам по
подавляющему большинству тестов нервно-психического развития дети, получившее
естественное вскармливание, имели существенное преимущество перед
искусственниками. Среди школьников, попадавших под наблюдение психоневрологов в
связи с трудностями школьного обучения, значительно преобладают дети,
получавшие искусственное вскармливание. Убедительное преимущество в развитии
функций интеллекта (на 4,6 единицы) к 3 годам жизни у детей, получавших грудное
вскармливание, было подтверждено исследованием даже при строгом исключении
стимулирующей роли семейного окружения и социального статуса.
Основной рост мозга, формирование связей в центральной
нервной системе происходит в первые три года жизни ребенка, как раз в те три
года, в которые малыш, если он растет по природным законам, должен был получать
грудное молоко.
А зачем вообще ребенку сосать?
Сосание для ребенка — это своеобразный способ утешения,
нейтрализации негативных переживаний. Потребность в сосании у малыша появляется
тогда, когда он испытывает дискомфорт по какому-либо поводу.
А есть ли разница для ребенка, что получать в ответ на свой
призыв о помощи — грудь или соску? Разница есть. Новорожденный ребенок, не
отделяющий свою личность от личности матери, находит у нее под грудью
абсолютное убежище, защиту от всех бед и несчастий, что постепенно формирует у
ребенка уверенность в окружающем мире, в матери и в себе самом. Знакомство с
бутылочкой и привыкание к ней полностью изменяет путь формирования сознания
ребенка, замещая опыт общения с человеком на опыт общения с предметом. Ребенок
постарше, получая в качестве утешения пустышку, а не материнскую грудь,
находится на пути последовательного разобщения с близкими, на пути разрушения
неосознанного детского счастья, на пути усугубления одиночества. Готова ли к
такому повороту событий формирующаяся психика ребенка? Нет.
А важно ли для матери прикладывание ребенка к груди?
Проявление у женщины материнских чувств, уровни материнской
заботы и тревоги, степень отклика на возникающие у ребенка потребности,
точность их интуитивного понимания, степень реакции на реальную и потенциальную
угрозу, ненасыщаемая потребность в общении с ребенком и радость от длительного
общения — все это определяется не родами, а почти исключительно прикладываниями
к груди.
Комментариев нет:
Отправить комментарий